Заметки о Монголии (часть третья)

Представленные заметки выполнены во время прохождения моей стажировки по изучению монгольского языка в Монгольском государственном университете (монг. Монгол улсын их сургууль – МУИС) г. Улан-Батора. Информация предназначена для читателя, интересующегося Монголией.

Рис. 1. Монгольский государственный университет (МонГУ)
Рис. 1. Монгольский государственный университет (МонГУ)

Севек В.К.,
председатель Тувинского регионального отделения ВЭО России,
декан экономического факультета Тувинского государственного университета

Доброго Вам дня, уважаемый читатель страницы сайта Монгольского национального и Тувинского государственного университетов. В завершении моей стажировки по изучению монгольского языка в Монгольском национальном университете, как было нами ранее обещано, представляем для Вашего сведения третью часть заметок о Монголии. Подготовительные курсы мы проходим при кафедре монгольского языка и лингвистики Монгольского национального университета. Наш учебный корпус находится во втором корпусе выше указанного учебного заведения.

Как вы помните из предыдущих заметок, в 2015-2016 учебном году в Монгольском национальном университете на подготовительных группах по изучению монгольского языка обучаются семь групп. Наши занятия завершаются в мае 2016 года, а после начинаются экзамены. Полагаем, что экзамены закончатся в конце мая или в начале июня. Напомню, что общее количество слушателей  монгольского языка в семи группах составляет около 90 человек из разных стран, таких, как Афганистан, Венгрия, Италия, Италия, Кения, Китай (внутренняя Монголия), Корея (Северная и Южная), Лаос,  Польша, Россия, Таиланд, Турция и Япония.  Вполне возможно, что мы могли упустить какую-то страну в силу личного незнакомства с некоторыми представителями этой страны. Большая часть слушателей монгольского языка, как мы ранее отмечали[1], это те слушатели, которые обучаются в учебных заведениях в своей стране по разным направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры или докторантуры (подготовка PhD степени диссертации), для которых нужно практическое владение монгольским языком. Малая часть из слушателей (примерно 20%) это совсем юные люди (примерно 18-20 лет), которые после подготовительных курсов монгольского языка будут поступать в разные вузы Монголии по разным направлениям бакалавриата. Исходя из выше отмеченного, наверное, для читателя будет понятным уровни знания монгольского языка слушателей каждой группы. Например, у слушателей, которые будут поступать вузы Монголии владение монгольским языком хуже, чем у бакалавров, магистров или докторантов (подготовка PhD степени диссертации), так как первые ранее монгольский язык не изучали. А прибывшие по программе академической мобильности или по другим направлениям бакалавры, магистры и докторанты ранее в своих вузах изучали монгольский язык. В настоящее время в Монголии они совершенствуют свои знания по владению монгольского языка. Надо заметить, что это им удается сделать. Мне было лестно узнать, что три студента из МГИМО г. Москвы, России Петр, Олег и Надежда монгольским языком владеют хорошо, в контексте сравнения со всеми изучающими этот язык.  Полагаю, что в этом отношении студенты из МГИМО марку своего вуза держат хорошо.

На мой взгляд, руководство Монгольского национального университета в конце обучения в теплые майские дни сделало нам очень интересную программу практических занятий с выездом на два дня в исторически знаменательные места. Это дало молодым людям во время длительного путешествия не только общаться друг с другом на монгольском языке, но понять и ощутить для себя климат, географию, культуру, традиции и историю монгольского этноса. А у Монголии есть на что посмотреть.

В начале экскурсного описания заметки о поездке в сумон – район и одноименный город Хархорин (древняя столица Монголии) хотелось бы описать о географическом местоположении Монголии, поскольку, как нам кажется, это будет одним из определяющих моментов в понимании этноса, формировавшего кочевую (пастушескую) цивилизацию. А о современной Монголии можно сказать, что это все еще самобытная культура с легким налетом цивилизации.

Известно, что по географическому положению Монголия континентальная (большие дневные и сезонные изменения температуры) страна, находящаяся в Центральной Азии. Ее континентальность определяется с отсутствием близи морей и океанов, что в свою очередь определяется сухим воздухом с резкими перепадами температур и малыми осадками. В связи с чем, в данной местности глубина замерзания земляного покрова очень глубокая, а в летние периоды очень мало осадков, что определил земляной покров ландшафта, т.е. степи, горы, сопки, полупустыня и песчаные дюны. В то же время следует заметить, что в Монголии очень много солнечных дней в году, наверное, поэтому монгольский народ почитает Тэнгри (Вечное Синее Небо). Хотя само понятие «Тэнгрианство» исходит еще из древних времен, если исходить из точки зрения профессора Н.В. Абаева поклонение небу (тэнгир) началось со времен «Сүмбер-уула» (Сумеру) (корни которой уходят в первоначальную арийско-туранскую религию прамонголов и прототюрков, зародившуюся в Саяно-Алтайской этнической зоне Южной Сибири[2]). Монголия не имеет выхода к морю, зато имеет множество рек и озер разной величины, вместе с тем в этой стране наблюдается недостаток пресной воды в степных просторах. Эта страна считается самой возвышенной. Средняя высота над уровнем моря достигает до 1600 м. А высота гор в некоторых аймаках страны составляет 4374 м (Алтай Таван Бохд уул, Баян-Улгийский аймак), а самая низкая точка Хөх-Нур (560 м), что находится в самой южной стороне Монголии. Плотность населения – 1,7 чел./кв.км. Необъятные степные просторы, горы и дюны, наверное, сформировали Монголию как землю кочевников, а сам этнос – ее жителей как не торопливых по характеру (остепененных). Если быть внимательным этот аспект выявляется во всем. На наш взгляд, наверное, Монголию можно отнести к центру кочевой цивилизации. Для ее формирования как центра кочевой цивилизации, имеются много исторических предпосылок и этапов, и что самое важное центром всех этих событий была нынешняя территория Монголии. Ниже представляем некоторые исторические этапы становления и формирования монгольского этноса, эти данные были выписаны нами из экспонатов музея Хархорум[3]:

  1. Хуннское (Гуннское) государство (Хүннү гүрэн) 209 год до н.э. – 93 (156) годы в н.э.
  2. Тюркский каганат (Түрэг улс) 552 – 747 годы в н.э.
  3. Уйгурский каганат (Уйгур улс) 744 – 840 годы в н.э.
  4. Киданьское государство (Хидан (Хятан) гүрэн) 907 – 1125 годы в н.э.

Уважаемый читатель, наверное, заметит, что здесь нет Кыргызского каганата. По представленным данным музея этот этап не отмечен. Период Кыргызского каганата совпадает с периодом Киданьского государства. В то время большая часть Монголии (южная и восточная части нынешней Монголии) входила в Киданьскую державу, а в Кыргызский каганат входила западная часть нынешней Монголии, в частности Хувсугул, Завхан, Увс, Баян-Улгий и северная часть Ховдинского аймаков. Чтобы обосновать наше предположение о вхождении в состав Кыргызского каганата западных аймаков Монголии, ниже представляем описание территорий выше отмеченных четырех этапов. Описание территорий государств (держав) для визуализации (наглядности) читателя описывается по названиям территорий государств из настоящего времени.

Итак, территории государств (каганатов):

В Хуннское (Гуннское) государство входили Забайкальский край, Иркутская область, южная часть Красноярского края (до ныне территории г. Красноярска), Алтайский край, Томская область, Республики Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, ныне российские территории, южная часть Казахстана, северная часть Кыргызстана, Синьцзян Уйгурский автономный округ Китая, северная часть Китая до китайской стены. Как известно, великая китайская стена была построена против хуннов (гуннов). Центр данного государства нами не определен, но современная территория Монголии находится как раз в центре этой державы.

В Тюркский каганат (Түрэг улс) входили Забайкальский край, южная часть Иркутской области, южная часть Красноярского края (до нынешнего г. Красноярска), Республики Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, ныне российские территории, Синьцзян Уйгурский автономный округ Китая, северная часть Китая до китайской стены, южная часть Казахстана, Кыргызстан  и Узбекистан.

Центром был Хааны өргөө, которая находилось на нынешней территории Хархорина  (или около 20-30 км к западу Хархорина).

В Уйгурский каганат (Уйгур улс) входили Синьцзян Уйгурский автономный округ Китая, северная часть Китая до китайской стены без нынешней территории провинции Харбина (ранее Манжурия), южная часть Республики Бурятии, южная часть Республики Тыва (южная часть до реки Каа-Хема, южная часть реки Енисея и по южной части реки Хемчик), южная часть Забайкальского края, ныне российские территории.

Центром был Ordibalik, который находился чуть южнее нынешней территории Улаанбаатора.

В Киданьское государство (Хидан (Хятан) гүрэн) входили северная часть Китая до реки Амур, включая часть Приморского края России (район Владивостока), не включая территорию нынешних обеих Корей, а с южной стороны Китая, примерно на 150-200 км за китайской стеной, т.е. с охватом территории нынешней столицы города Пекина, южная, восточная Монголии и южная часть нынешнего Ховдинского аймака (без нынешних территорий Хувсугулского, Завханского, Увс, Баян-Улгийского и северной части Ховдинских аймаков) и Синьцзян Уйгурский автономный округ Китая.

Центр Киданьского государства не установлен, но отмечены несколько городов такие, как: Southcapital (Южная столица), Centralcapital (Центральная столица), Westerncapital (Западная столица – возможна это нынешний Пекин, если исходить по карте), Supremecapital (Верховная столица находится на Маньчжурской территории) и Easterncapital (Восточная столица).

 Из выше отмеченного, на наш взгляд, вполне обоснованным является желание преподавателей преподнести Монголию для иностранных слушателей с поездкой в город Хархорин (одноименный сумон – район) Өвөр-Хангай аймака Монголии, где много мест, характеризующих образ жизни монголов, их культуру и быт. В городе Хархорин проживает 14,5 тыс. чел. Там есть храмовый комплекс Эрдэнэ-Зуу монастырь (Их Цогчэндуган), обоснованный в 1770 году, и музей «Хархорум». Город находится от Улаанбаатора на 343 км в сторону юго-запада. Ранее на месте сумона Хархорин была древняя столица Монголии (Каракорум). Поэтому данный храмовый комплекс Эрдэнэ-Зуу является одним из самых древних, дошедших до наших дней монастырей Монголии. Он был построен, как было выше отмечено, на месте столицы империи Монголии XIII века – Каракорума, основанной Чингисханом в 1220 году. При строительстве нынешнего монастыря было использовано большое количество строительных материалов, оставшихся на пожарищах и развалинах Каракорума.

Рядом с  городом находятся руины древнего города Каракорум, который в течение короткого времени служил столицей Монгольской империи при Угэдей-Хане.

Музей «Хархорум» посвящён археологическому и культурному наследию города.

Около в 20-30 км от Хархорина (в сторону запада) на равнине долины р. Сарнай (около Шанхуул) находится монастырь Шанх (ShankhKhiid). Известный ранее под названием Западный монастырь – крупнейший монастырь в этой местности. В 1647 г. он был основан как кочующий монастырь. В 1787 г. зафиксировал свое положение и обосновался около горы Шанх. К 1875 г. в монастыре было построено 23 храма. В 1921 г. монастырь имел 1500 монахов. В настоящее время храмовый комплекс реставрируется. Рядом с ним построен музей «Хөшөө Цайдам».

Сумон Хархорин и все основные храмовые комплексы находятся в долине реки Орхон. Ландшафт вдоль долины реки Орхон с 2004 года входит в список объектов Всемирного наследия №1081rev. Он представляет собой значительную территорию (ядро: 7 537 га, буферная зона 143 867 га) вдоль берегов реки Орхон на расстоянии 360 км к западу от Улаанбаатора. Нам посчастливилось запечатлеть прикрепленный к гранитному столбу указатель культурного ландшафта долины реки Орхон, в силу того, что наша юрточная база под названием «Хаан Тайш» находилась рядом с этим указателем.

По формулировке ЮНЕСКО этот район представляет эволюцию кочевой пастушеской цивилизации в течение двух тысячелетий. Здесь расположены многочисленные памятники культуры от VI до XIV века, включая тюркские каменные статуи и стелы, в том числе с орхонскими руническими надписями, а также развалины древней столицы Монгольской империи, Каракорума.

Вокруг долины реки Орхон расположены горные хребты под названиями Баянзүрх (2253 м), Их Мойлт (2054 м), Нарт Овоо (2089 м) и Намт Овоо (1659 м). Благо то, что наша база находилась вблизи горы Баянзүрх, поэтому на второй день мы Сон Еэ (Лаос), Чэтин (Турция) и я смогли подняться на эту почитаемую местными жителями гору и обозреть долину реки Орхон.

По дороге к городу Хархорин (4 мая) и обратно к городу Улаанбаатор (6 мая), на наш взгляд, путешественники – иностранные  студенты смогли понять основной уклад жизни монголов, поскольку во время поездки и нахождения на базе погода проявила свои все возможные виды. По дороге шел дождь, а потом снег, который в конце поездки закончился. Во время нахождения на базе дул ветер, по утрам и вечерам было холодно, а днем солнечно и тепло. Увидели дюны, где наслаждались видом в степные дали, полупустынные степи, оазисные места возле долины реки Орхон и далеко были видны все еще в снегу горные вершины. Два дня жили в юртах, в каждой юрте было размещено по 3 человека. С помощью преподавателей студенты научились разбирать и собирать юрту. Те, кто не боятся и интересуются верховой ездой, смогли покататься верхом на верблюдах и на монгольских лошадях. А по вечерам каждый иностранный слушатель на монгольском языке рассказывал о себе, отвечал на вопросы и пел хотя бы одну песню на своем языке. Также преподаватели учили играть на национальной монгольской игре «Шагай», игровые предметы которой сделаны из костей лодыжки барана. Преподаватели удивлялись, что победителями становились студенты из Италии, Лаоса, Кореи и других стран, а не слушатели из внутренней Монголии, которые эту игру очень хорошо знают.

Не знаем почему, но иностранным студентам всегда везло на скачках и стрельбе шагайа. Все было очень познавательно и интересно.

В целом нас иностранных студентов было 59 человек (51 студентов и 8 преподавателей). Следует заметить, что каждый из преподавателей был ответственным за какое-то мероприятие и вложили умения и способности в данную экскурсионную поездку, за что мы им благодарны. В частности, как мы заметили, профессор Ц. Сувд очень умело обучает молодых людей, первый раз державших шагай – лодыжку барана, в качестве игрового предмета. Наверное, из-за ее умелого обучения в данной игре иностранные студенты были победителями. Интересно отметить, что некоторые студенты из Кореи (Северной и Южной), а также из Польши говорили, что она (Ц. Сувд) до них еще обучала их родителей монгольскому языку. А профессор Ж. Сэржээ, раньше работавший директором Национальной библиотеки Монголии, интересными подробностями дополнял информации экскурсоводов в посещенных нами музеях. Из слов профессора Ж. Сэржээ, мы узнали, что он в юности учился и проживал вместе в студенческом общежитии Монгольского национального университета с Каадыр-оолом Алексеевичем Бичелдеем, д.ф.н., академиком РАЕ, заместителем Председателя Правительства Республики Тыва. Преподаватель С. Саруулцэцэг очень красиво пела песни на монгольском и русском языках. Как нам показалось, в большей степени ей очень хорошо получалось петь песни народной артистки CCCP Анны Герман на русском языке.

Уважаемым нашим преподавателям Ц. Сувд, Ж. Сэржээ, Д. Баттул, Б. Баяртуул, Ч. Баттулга, С. Саруулцэцэг, Б. Сарантуяа мы благодарны за их труд в деле обучения иностранных студентов и сопровождении увлекательной поездки в деле познания Монголии. Искренне рады и гордимся тем, что мы обучались у них и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. А моим юным друзьям из нашей группы Бунтион, Камбулерду, Лиу Тиану, Ловану, Марии, Намфон, Па Нунвану, Путон, Сон Еэ и Хылоу желаю успехов в сдаче экзаменов подготовительного курса и успешного поступления в выбранные ими направления подготовки в монгольских университетах!

———————————————-

[1] Смотрите Севек В.К. Заметки о Монголии (часть вторая). Сайт Тувинского регионального отделения Вольного экономического общества России.URL: https://www.tuvro-veo.ru/?p=520 (дата обращения: 08.05.2016 г.).

[2]Более подробно о направлении «Тэнгрианство» можно ознакомиться в работах Н. Абаева, в частности Абаев Н.В. Тэнгрианство и буддизм махаяны в истории и философии Бурят-Монгольского искусства единоборства «Шонын-Баша» // Вестник ТувГУ. Социальные и гуманитарные науки. – 2016. — № 1 (28). – С. 7-20. [Электр. ресурс]. URL: http://www.tuvsu.ru/vestnik/sites/default/files/archives/2016_1/abaev_n.v._

tengrianstvo_i_buddizm_mahayany_v_istorii_i_filosofii_buryat-mongolskogo_iskusstva_edinoborstva_shonyn-basha.pdf  (дата обращения: 08.05.2016 г.).

[3]Известно, что после Китайского периода начинается период Великой монгольской империи о ней и до настоящего периода мы отразили в своих заметках о Монголии в части первой: Севек В.К. Заметки о Монголии (часть первая). Сайт Тувинского регионального отделения Вольного экономического общества России.URL: https://www.tuvro-veo.ru/?p=509#more-509 (дата обращения: 08.05.2016 г.).

———————————————-

Предыдущие статьи: