Заметки о Монголии (часть вторая)

Монгольский государственный университет

Представленные заметки выполнены во время прохождения моей стажировки по изучению монгольского языка в Монгольском государственном университете (монг. Монгол улсын их сургууль – МУИС) г. Улан-Батора. Информация предназначена для читателя, интересующегося Монголией.

Рис. 1. Главный корпус Монгольского государственного университета
Рис. 1. Главный корпус Монгольского государственного университета

Севек В.К.,
председатель Тувинского регионального отделения ВЭО России,
декан экономического факультета Тувинского государственного университета

Полагаю, что мне повезло с моим местом прохождения стажировки, т.к. я ее прохожу в первом высшем учебном заведении Монголии в Монгольском государственном университете (МонГУ по монг. Монгол улсын их сургууль – МУИС) г. Улан-Батора. Просто отметить, что это Монгольский государственный университет, наверное, будет не правильно, поскольку это главное высшее учебное заведение Монголии, и конечно, оно имеет свою историю. Этот старейший университет расположен в центре г. Улан-Батора рядом с площадью Чингис-Хаана (ранее Сухэ-Батор).

Монгольский государственный университет был открыт 5 октября 1942 г. в трудное время войны. МНР внесла неоценимый вклад в победу СССР над фашизмом, поставляя советской армии продукты питания, одежду, а также на свои деньги сформировала отдельную летную эскадрилью и танковый полк и многое др. С данной информацией можно ознакомиться в Национальном музее Монголии.

Рис. 2. Учебный корпус Бизнес-школы Монгольского государственного университета
Рис. 2. Учебный корпус Бизнес-школы Монгольского государственного университета

Руководителем коллективом архитекторов по проектированию здания университета был Н. Щепетильников. С учетом сегодняшних изменений города главный учебный корпус (первый учебный корпус) прекрасно вписывается в ансамбль центра Улан-Батора. Здание главного корпуса выполнено в классическом стиле с полукругом главного входа с четырнадцатью колоннадами, а на вершине середины здания установлен купол. МонГУ, как было выше отмечено, является первым высшим учебным заведением Монголии. В настоящее время в Монголии высших учебных заведений много. Они находятся не только в Улан-Баторе, но в некоторых аймачных центрах, но МонГУ планку первого вуза достойно несет до настоящего времени. Следует отметить, что из состава МонГУ как отдельный вуз сформирован Аграрный университет Монголии (1958 г.), что находится в районе «Зайсан» Улан-Батора. Полагаю, что этот район до начала 2000 г. был далекой окраиной города, но теперь этот район, на мой взгляд, считается элитным районом, где построены современные жилые дома с соответствующей инфраструктурой. В этом районе много частных домов с 2-я, 3-я и более этажами, встроенные прямо в подножье горы Богдауул. Не доезжая до этого района, можно увидеть храм, где проживал и работал VIII Богдо Кеген Монголии. Через реку Туул начинается район «Зайсан», где помимо Аграрного университета Монголии, на горке воздвигнут большой монумент в честь Советских солдат за их отвагу в войне 1939 г. за Халхин-Гол и за разгром Японской армии в 1945 г. Мою душу задели следующие строки «Жизнь Ваша продолжится в нас, слава Ваша вечна как жизнь», вписанные на этом памятнике. У подножья этой горки, где воздвигнут монумент советским солдатам, выставлена скульптура Будды около 9 м высотой. Таким образом, Аграрный университет Монголии теперь находится в элитном районе, где каждый клочок земли ценится очень дорого.

В 1961 году Медицинский факультет стал Медицинским университетом Монголии. В 1969 году факультет техники и технологии стал Политехническим институтом Монголии (ныне Монгольский государственный университет техники и технологии).

Перед главным зданием Монгольского государственного университета высится памятник маршалу X. Чойбалсану (скульптор С. Чоймбол).

Из разных источников информации можно понять, что в целом к образованию во внутренней политике Монголии делается огромный приоритет. Наверное, это можно объяснить с точки зрения социально-экономического подхода, где главным аспектом является человек, при котором он является не только ресурсом и средством достижения экономического роста, но и целью экономического развития любой страны.

Рис. 3. Наша группа с куратором Б. Баттуул (в середине) во время спартакиады
Рис. 3. Наша группа с куратором Б. Баттуул (в середине) во время спартакиады

В этом случае интеллект, квалификация, профессионализм работника становятся решающими для прогресса общества, отсюда возникает повышенное внимание к уровню качества жизни населения.

МонГУ играет ключевую роль в подготовке профессиональных кадров страны. На данный момент университет имеет более 10 факультетов. Число студентов составляет 23959 человек, включая магистров и докторантов (аспирантов). Число преподавателей, как указывается на сайте МонГУ – 828 чел. включая научных сотрудников, сотрудников – 561 чел. Соответственно МонГУ является одним из главных интеллектуальных центров Монголии. Начиная с 1990 года, в системе высшего образования и профессиональной подготовки введена кредитная система. Например, учебная нагрузка для  преподавателей рассчитывается в кредитах. Три кредита равняется 120 часам, средняя годовая нагрузка, рассчитанная в кредитах преподавателя равна средней нагрузке преподавателя Тувинского государственного университета в объеме около 850-900 часов или 21-22 кредита. Для студентов принята балльная система в следующей форме.

Баллы в Монгольском государственном университете

Буквенное обозначение Количество баллов Сравнение с оценкой на монгольском Количественная оценка для наглядности
A 90-100 онц 5
B 80-90 сайн 4
C 70-80 дунд 3
D

F

0-59 муу 2
Рис. 4. Группа Д2 во время олимпиады по знанию монгольского языка
Рис. 4. Группа Д2 во время олимпиады по знанию монгольского языка

В зачетной книжке студента выставляются только баллы, а значения в третьем и в четвертом столбцах в зачетку не вносятся, мы их вставили для наглядности. Другими словами содержание образования в начале реформ Монголии изменилось в соответствии с принципами и стандартами Западных стран.

Университет находится на самофинансировании. В начале 2014-2015 учебного года Ученым советом университета была принята стратегия развития МонГУ до 2020 г., где отмечается, что при подготовке специалистов для отраслей народного хозяйства Монголии университет должен уделять больше внимание на развитие исследовательских способностей студентов и магистров.

Рис. 5. Примерно вот так каждая группа представляет себя
Рис. 5. Примерно вот так каждая группа представляет себя

МонГУ сотрудничает с университетами и научно-исследовательскими центрами Южной Кореи, Китая, России, США, Норвегии, Канады, Франции, Японии и др. Ниже представлены укрупненные группы специальностей (УГС) и входящие в них направления. 

Естественные науки

  • Археология
  • Астрономия
  • Биология
  • Геология
  • Медицина
  • Молекулярная биология
  • Физика
  • Химия

Математика

  • Алгоритмы
  • Теория
  • Приложения

Технология

  • Авиация и машиностроение
  • Высокие технологии
  • Вычислительная техника
  • Нанотехнология
  • Роботехника
  • Энергетика
  • Электроника

Гуманитарные науки

  • История
  • Психология
  • Социология
  • Экономика
  • Философия

Общество

  • Образование
  • Развитие науки
  • Ученые
  • Экология
  • Знания

В данной заметке мы остановимся на направлении «Экономика» в УГС «Гуманитарные науки». Студенты по направлению «Экономика» обучаются в пятом учебном корпусе,  и он называется «Бизнес-школа».

Рис. 6. Проверка знания монгольского языка
Рис. 6. Проверка знания монгольского языка

Направления подготовки бакалавриата по экономике (бизнес-школы):

Со сроком обучения 4 года, дневная форма:

  1. Бизнес-администрирование (совместная британская программа NCC Образование)
  2. Менеджмент
  3. Маркетинг
  4. Торговля
  5. Учет
  6. Финансы и банк
  7. Страхование
  8. Туризм
  9. Обслуживание

Сроком обучения 1,5-2 года

  1. Маркетинг
  2. Торговля
  3. Финансы и бухгалтерия, банк
  4. Внешняя торговля
  5. Бухгалтерский учет

В магистратуре бизнес-школы имеются 9 программ дневной формы обучения со сроком обучения 1,5-2 года.

  1. Учет
  2. Финансы и банковское дело и страхование
  3. Торговля
  4. Менеджмент
  5. Бизнес-администрирование (входят в международную программу NCC)
  6. Туризм
  7. Маркетинг
  8. Внешняя торговля и таможенный контроль
  9. Публичные услуги

Под программой NCC в бизнес-школе Монгольского государственного университета, на мой взгляд, нужно понимать то, что университет является провайдером независимой организации по бизнес-аналитике по направлениям: управление бизнесом, финансы, бухгалтерский учет, менеджмент и маркетинг.

Рис. 7. Группа А1 победители олимпиады знания монгольского языка
Рис. 7. Группа А1 победители олимпиады знания монгольского языка

Штаб-квартира независимой организации по реализуемой программы NCC находится в Манчестере, Великобритания.

В докторантуре (аспирантуре) по экономике имеется одна специальность с шифром F04130201 «Управление бизнесом» с четырьмя направлениями: финансы, бухгалтерский учет, менеджмент и маркетинг.

Требования к поступающим: иметь диплом магистра, срок обучения 3-4 года в зависимости от формы обучения, для докторантов (аспирантов) очной формы обучения 3 года, а для заочной – 4.

Что касается изучения мною монгольского языка, то следует заметить, что все очень просто и в то же время нелегко. Первое заключается в том, что, наверное, на ум каждого человека приходит мысль о том, что учи и зубри слова и нет проблем, а второе заключается в следующем. Полагаю, что многие помнят, как сложно было особенно для тех, кто ранее не изучал иностранный язык, его изучал в аспирантуре, сидишь за переводом текста со словарем днями и ночами. Но с малым словарным запасом сложно выстроить правильный текст. В этом и заключается сложность.

В целом в университете монгольский язык изучают семь групп, в среднем в каждой группе по 12-13 чел. Все приехали из разных стран, в частности из: Афганистана, Венгрии, Италии, Северной и Южной Кореи, Китая, Лаоса, Польши, России, Таиланда, Турции, Франции и Японии.

Рис. 8. Общая фотография участников олимпиады
Рис. 8. Общая фотография участников олимпиады

Самыми многочисленными являются слушатели из Китая, Кореи, Японии. Возраст основной массы слушателей в среднем составляет 20-21 лет, но есть несколько человек в возрасте 26-27 лет, поэтому я среди них являюсь самым старшим, имеющий дочь их возраста. Все мы живем в четырехэтажном общежитии для иностранных студентов. Я живу с Юнжином из Северной Кореи и Чэтином из Турции. Благо, что их возраст составляет 26 лет, и они являются аспирантами своего вуза, они окончили обучение по направлению «История». Им монгольский язык нужен для написания диссертации, связанной с периодом монгольской империи. Другие  слушатели в основном молодежь, как я понял, приехали по программе обмена студентов, которым нужен монгольский язык для их дальнейшего обучения.

Обучаемся каждый день по две пары. Суббота, воскресенье выходные дни, которые, как правило, проходят в переводе по выполнению домашнего задания, а их много, т.к. четыре предмета. Соответственно занятия ведут четыре преподаватели- женщины, есть и мужчины, но в нашей группе преподавателей-мужчиннет. Среди наших преподавателей есть уважаемая в университете Ц. Сувд, доктор, профессор, а другие преподаватели моложе профессора. Это Б. Баттуул, Б. Баяртуул и совсем молодая Б. Нямжав. Все они достаточно компетентны в своих предметах и очень доброжелательные.

Интересно то, что в учебниках по изучению монгольского языка пояснения даются на английском языке, конечно, это правильно, поскольку этот язык является международным. Преподаватели во время занятий пояснения на вопросы слушателей также дают на английском языке. Наша группа состоит из 12 человек, основное количество слушателей из Лаоса, одна француженка, один парень из Турции и я из России.

Рис. 9. Стажеры монгольского языка (кореянка, китаянка, слушатель из Конго, преподаватель-мужчина, афганка, таиландец)
Рис. 9. Стажеры монгольского языка (кореянка, китаянка, слушатель из Конго, преподаватель-мужчина, афганка, таиландец)

В начале ноября среди слушателей проводились спортивные соревнования по баскетболу и по футболу. Среди семи групп наша группа по футболу заняла 1 место, а по баскетболу – второе место. Справедливости ради следует отметить, что меня и парня из Турции Чэтина отдельно наградили денежным призом за лучшую игру. Общая сумма призовых денег за футбол, баскетбол и личных призов составила около 140 тыс. тугриков. Эти деньги мы с группой во главе с нашим куратором Б. Баттуул потратили в корейском ресторане. Интересно было провести в ресторане практическое занятие по монгольскому языку.

А второе декабря была проведена олимпиада по знанию монгольского языка. Данная олимпиада в организационном плане была хорошо подготовлена, было интересно смотреть, как выступают слушатели, прилагая все возможные усилия и знания по монгольскому языку. Наша группа в этом мероприятии не попала в призовые места.

С 20 декабря начнется сессия по первой четверти, а после до середины января следующего года будут каникулы.

Наверное, у читателя возникнет вопрос, как слушатели проводят свое свободное время? Каждый его проводит по своему интересу, а я их провожу на горе Богдауул, что находится в южной стороне города. Высота этой горы 2000 м, она имеет три вершины, но я пока был только в одно с названием «Ширээт». Другие две вершины находятся чуть дальше, причем каждая из них выше Ширээта. На этой горе я познакомился с интересными людьми – любителями путешествия, но это, как говорится, «совсем другая история».

Благодарю за ваше внимание. До скорой встречи на страницах сайта.

07.12.2015 г.

———————————————-

Статьи по теме: